Итак, в этом разделе мы поговорим наконец о самом главном о стратегиях игры в техасский холдем онлайн. Сразу оговоюсь, что универсальных стратегий постоянного выигрыша просто не существует. Здесь необходимо учитывать много моментов, это тип игры, стиль игры оппонентов, размер блайндов, размер стека и т.д. Вам решать какую из игровых стратегий применять в тот или иной ситуации. Но, прежде чем начать знакомство с материалом необходимо ознакомиться с базовой стратегией онлайн покера.
Стратегия игры в онлайн
Самое важное, что необходимо запомнить, что онлайн покер и покер в обычном казино, это две совершенно разные вещи. В онлайн покер вы можете играть сидя в мягком кресле, дома, в привычной обстановке, попивая пиво. У того и другого есть свои плюсы и минусы. В онлайн игре вы не видите своих противников и не можете читать их карты по лицам и движениям, но можете вести по ним статистику их игры с помощью специальных программ, что позволяет вам сосредоточится конкретно на игровом процессе. Конечно, многие приемы, которые действуют в обычном казино, сработают и в онлайновой игре. И тут, и там неплохо получить хорошие карты при раскладе, никогда не стоит выдавать свои эмоции, а также играть по ставкам, которые не можете себе позволить.
Регистрация
Присоединиться к игрокам онлайн очень просто. Чтобы приобрести фишки, Вам необходима онлайновая платежная система, например, Webmoney или кредитная карта. В принципе, для начала даже этого не требуется. Мы можете попробовать сыграть бесплатные партии, не внося денег. Бесплатные партии весьма полезны, чтобы разобраться, как работает сайт, как проходит игра, на какие клавиши жать и что происходит, когда вы нажимаете на не ту клавишу. Правда, бесплатные сайты вряд ли научат выигрышной игре. Они идеальная школа для новичков и дают возможность набраться опыта, научиться рассчитывать шансы на победу и видеть свои преимущества. Тем не менее, засиживаться на бесплатных играх не надо. Даже самые низкие ставки, скажем, 50 центов – доллар, научат вас большему, чем бесплатные игры.
Придумайте себе регистрационное имя (логин). Кто-то хочет броское имя, которое сразу бы всем запомнилось. Другие, наоборот, предпочитают оставаться как можно более незаметными. Ваше регистрационное имя – это первый шаг к созданию вашего имиджа перед другими игроками, это первое, что узнают о вас ваши соперники. Пусть ваше имя соответствует тому образу, который вы собираетесь создать за игровым столом.
Ваш игровой счет
В обычном казино, играя в покер, вы всегда можете достать из кармана дополнительные деньги. К лучшему ли это или к худшему, сказать трудно... В онлайновой игре так сделать не получится. Первое, что вам нужно, это создать свой игровой счет («банкролл»). Пусть в обычном казино вы можете играть по ставкам $40/80, но здесь, только начиная, не стоит делать ставки выше $0.5/1, по крайней мере, в течение пары дней. (Это логично, учитывая, что вам нужно привыкнуть к особенностям игры в покер через Интернет). Если вы все же хотите делать ставки крупнее, чем $5/10, переведите на свой игровой счет достаточно денег . Только имея на балансе $500-700, вы можете ставить по $10/20 и продолжать играть, по крайней мере, до тех пор, пока сохраняете на балансе не менее $300. Оказавшись ниже этой планки, крайне важно опять перейти на меньшие ставки, скажем, $3/6 или, может быть, даже $2/4. Иначе говоря, без «правильного» количества денег на счете вы не сможете «правильно» играть .
Суммы взносов для игры в покер онлайн ограничены, и на это есть свои причины: от попытки защитить игроков и не дать им спустить все за один присест до нежелания связываться с банками по спорным транзакциям. Это вполне правомерные основания с точки зрения покер сайтов. Однако ясно, что подобные правила ограничивают выигрыш, и это препятствие придется преодолевать, особенно новым игрокам. Немногие знают, что, имея некоторый стаж успешной игры, игрок может обратиться в службу поддержки и попросить об отмене для себя финансовых ограничений.
Менеджмент счета
Итак, в общем и целом, ваш игровой процесс должен выглядеть следующим образом: играйте осторожно и знайте меру в ставках, пока не наполните свой игровой счет в достаточной мере. Постепенно, по мере увеличения игрового счета, спокойно обналичивайте прибыль всякий раз, когда она превышает установленный вами же предел. Вот пример, как это происходит. В течение первой недели вы переводите на свой счет $150, выигрываете несколько десятков долларов, играя по ставкам $0.5/1. На следующей неделе вы переводите еще 50 долларов. Теперь на вашем счете около 240 долларов, и вы можете спокойно играть уже по ставкам $1/2. Пока вы играете старайтесь не оставлять на своем игровом счете меньше трех сотен долларов. Вы теперь можете снимать свой выигрыш, оставляя на счете те же игровые $300.
Сбор информации
Наблюдение за другими игроками и за тем, что происходит на игровой площадке так же важно, как сама игра. В казино вы всегда можете обойти игровой зал, посмотреть на игру со стороны, отметить про себя ставки, которые делают игроки, а также попытаться разобраться в их стратегии. В онлайновой игре вы всегда можете получить широкий спектр информации, просто нажав на соответствующую ссылку. Тут вам и средние ставки, число и имена игроков в каждом кону, а также имена тех, кто пока в очереди и только готовится присоединиться к игре. Всегда можно узнать, сколько игр проходит в данный момент и по каким ставкам. (Есть еще один важный момент, касающийся сбора информации, но об этом ниже). Любую информацию, даже самую незначительную, можно использовать, чтобы определиться со стратегией и ставками. Кому-то по душе «дикие» игры. Некоторые, наоборот, предпочитают более пассивный стиль. Кому-то нравятся игры в полном составе, кому-то интереснее, когда игроков меньше. Опытные игроки, которые могут справиться с любой игрой, всегда могут выбирать между дюжиной, а то и больше игр на свой вкус. Выбор игры и стола – существенная часть игры в покер в казино. Однако, это еще более важный момент в игре онлайн. На первый взгляд могло бы казаться, что это пустяк, ведь всегда можно перейти от игры к игре. Но думается, что это и есть основной аргумент в пользу того, что выбор стола в онлайновой игре крайне важен. Игрок всегда может узнать, где в данный момент проходит хорошая игра. Постоянная бдительность – вот цена победы в покер онлайн.
На популярных площадках игры в онлайновый покер, у вас всегда есть из чего выбрать. Информации, на основе которой можно сделать свой выбор, тоже вполне хватает. Не ограничивайте себя. Всегда держите открытыми несколько окон на своем мониторе, чтобы выбрать лучшее. Ищите игры, которые подходят вам по стилю. Когда атмосфера игры с благоприятной меняется на посредственную, а то еще хуже, ищите что-то другое. Не теряйте бдительности. Помните, знание - сила.
Ведение двух игр разом
Существенное отличие онлайнового покера от покера в обычном казино – возможность вести две (и больше) игры одновременно. Так делают многие. И это просто здорово для всех нас. Независимо от того, насколько профессионален игрок, он все равно теряет бдительность (в большей или меньшей степени), когда думает над двумя играми разом. Тот, кто может заработать 20$ за час игры, просто не сможет заработать 40$, ведя две игры. Ясно, что иногда некоторые моменты партий накладываются, какие-то возможности будут упущены, а решения, скорее всего, будут приниматься в спешке и необдуманно. Игрок может добиться успеха и ведя две игры, просто он заработает чуть меньше, скажем, 34$ за час. Другими словами, перед нами оказывается игрок, готовый заработать за партию меньше, не 20, а всего 17$. То же самое касается и менее удачливых игроков. Тот, кто готов потерять 30$ в час за одну игру, теперь потеряет 37$, а то и больше. Попадаются и такие легкомысленные игроки, которые, ведя две игры, запутываются настолько, что почему-то вдруг начинают выигрывать, но такие - скорее исключение из правил. Скорее всего, все будет наоборот – игра будет из рук вон плохой.
Итак, есть сильные игроки, которые заранее ожидают от игры меньше, чем могли бы. А есть плохие игроки, которые также готовы к проигрышу. Кому же достанутся их деньги? Уж часть-то точно должна достаться нам. Так что вот еще одно правило сбора информации, про которое я обещал рассказать выше. Вы должны отслеживать, кто из игроков ведет несколько игр, а кто довольствуется одной.
Хочу особо подчеркнуть: я не говорю, что вы не должны вести две игры разом (тем более, если у вас есть опыт игры онлайн). Если история про игрока, который может заработать 20$ в час за одну игру, или 34$ за две, - про вас, конечно, играйте две игры разом. Просто не забывайте, что против игрока, ведущего две игры, всегда можно применить какую-то специальную тактику.
Приведу пример. Вы оказываетесь за столом, где у вас только один соперник. Игра в холдем покер идет весьма вяло. Но ваш оппонент одновременно ведет еще одну игру, куда более активную. Допустим, вы оба сказали «чек» уже на первом круге, подтвердив свое желание играть и нежелание увеличиваться. Приходит четвертая карта, но вы делаете паузу. Просто выжидаете. Что это значит? У вашего соперника, возможно, вовсю пошла вторая игра, может быть, ему невероятно везет. Пусть даже у него на руках два туза. Он уже не хочет тратить время на малоинтересную игру с вами и, дожидаясь вашего хода, отмечает опцию «ходить автоматически, когда придет очередь» - «играть, не поднимая ставки» или «пасовать». К чему это может привести - понятно. Игроки, ведущие две игры, чаще и проще ведутся на блеф. Зачем повторять предыдущую ставку за этим столом, если за другим столом, получив двух королей, ее можно увеличить? Зачем напрасно тратить время и ждать, пока партнер-тугодум сделает ход в малозначащей игре, если в параллельной игре ставки растут, а у вас на руках еще остается два туза?
Конечно, может быть и так, что в другой игре у вашего соперника не все складывается гладко, а на руках не карты, а мусор какой-то. Но мысль моя в следующем: ваш соперник все равно будет чаще вестись на блеф, поскольку иногда отвлекается от игры с вами.
Да, дело-то и не только в блефе. Против соперников, ведущих две игры, нужно стараться делать ставки маленькими картами. Предположим, на кону в холдем покере лежат пиковая десятка, червовая семерка и бубновая двойка. Вы ставите пару шестерок. А ваш соперник, у которого на руках пиковый король и пиковая дама, получает пару валетов за другим столом. Очевидно, что вы можете выиграть намного больше, чем ваш соперник, ведущий две игры.
Игроки, ведущие две игры, пасуют чаще обычного, чаще выходят из себя эмоционально (все-таки проиграть две игры, а не одну!), чаще используют функцию «ходить автоматически, когда придет очередь» (check/fold/raise "in turn"), чаще играют необдуманно и напрямик. Ни один из этих факторов сам по себе ничего не значит, но все вместе они дают громадное преимущество сопернику, знающему, что партнер ведет две игры.
Так же, как в казино, в онлайновом покере ваш доход зависит от ваших способностей и умения вовремя ими воспользоваться. Те игроки, которые ведут две игры одновременно, морально готовы к тому, что не будут выигрывать по максимуму. То, от чего они отказываются, и есть наш гипотетический выигрыш, который нужно переложить в наши карманы. Цент здесь, еще пять там, так и набегает. Цент доллар бережет.
А еще хочу отметить, что игроки, разрывающиеся между двумя играми, быстрее выдают себя эмоционально. И выходят из себя чаще, чем те, кто участвует только в одной игре.
Ну и наконец, если вы чаще проигрываете, запомните главное правило: играйте только одну игру. Меньше потеряете.
Следите за количеством фишек
Обратите внимание на то, сколько фишек у ваших соперников. В некоторых покеррумах есть крайне неприятное правило: ставка, размером меньше обычного, не дает права на повышение – «рейз». Скажем, играя по ставкам $10/20, вы объявляете «чек», то есть подтверждаете желание играть, не повышая ставки, хотя на самом деле планируете чек-рейз и надеетесь, что другие игроки сделают ставки. Ваш соперник объявляет, что играет на последние деньги («олл-ин») и ставит только 19$, а третий игрок повторяет эту ставку. Все, ваш план накрылся. Все, что вы можете сделать – тоже повторить ставку. С другой стороны, если Вы наверняка знали, что у соперника хотя бы 21$, вы могли бы заявить «чек-рейз». В казино зачастую нельзя с точностью определить, сколько фишек осталось у соперников. В онлайновой игре вы знаете до доллара.
Еще один совет – будьте аккуратны со ставками. Если двое игроков объявляют «чек», а затем еще один говорит, что играет на последние деньги («олл-ин») и ставит 19$, вам нужны по-настоящему хорошие карты, чтобы поставить двадцатку. Первые два игрока не могут сыграть на повышение («чек-рейз») после ставки в 19 долларов, но могут сделать это после вашей ставки в 20 долларов. Игрок за вами может поднять ставку до 40 долларов, если перед этим вы подняли ее до 20 долларов, но если вы объявили «колл» и повторили предыдущую ставку, он может увеличить ее лишь до 20 долларов.
Как и в обычном казино, большие «запасы» фишек производят впечатление и даже вызывают уважение, особенно среди новичков. Так что держите перед собой больше фишек. Но не забывайте про загашник, чтобы всегда можно было переключиться на другую игру. Выложив все состояние разом, вы не сможете купить фишки на вторую игру.
Быстрая игра
Если Вы хорошо играете и часто выигрываете, четкая и быстрая игра - почти всегда вам на пользу. Чем больше игр, тем больше денег. Так что выберете опции «пропускать плохой расклад» (muck losing hands) и «автоматические ставки» (auto-post blinds). Бывают ситуации, когда вам захочется отключить вторую опцию, допустим, если вас отвлек звонок, или игра стала скучной и вы собираетесь выйти. Но я не могу представить себе ситуацию, чтобы нужно было отключить первую опцию. Более того, если вы отходите от компьютера, отметьте опцию «пропустить следующую игру» (sit out next hand), это лучше, чем, если вас выбросят из игры за долгое молчание. Во-первых, невежливо заставлять себя ждать, тем более, если вы даже ушли из комнаты, во-вторых, не стоит тормозить игру. Помните, что медленная игра, как правило, менее прибыльная.Грубо себя ведут, пожалуй, трое из ста игроков. Иногда буквально половина игры проходит в ожидании ответа «ушедшего в себя» человека. С одной стороны такое поведение может вывести из себя ваших соперников, и они начнут играть хуже. С другой стороны создавать себе врагов и вести себя неуважительно по отношению к другим в конечном счете не принесет успеха. Играть быстро – это правило вежливости, к тому же это еще бывает прибыльно.Ходить автоматически, когда придет очередь
Программное обеспечение для онлайновых игр, как правило, весьма хорошего качества, но все же иногда возникают трудности, которых надо остерегаться. Например, волшебная опция «ходить автоматически, когда придет очередь» (In Turn) позволяет вам оторваться от компьютера и заняться своими делами: почитать книгу или, может быть, даже пропылесосить дом. Компьютер за вас сделает все сам. Но не забывайте об осторожности, особенно, если связь не очень хорошая и передача сигнала задерживается. Когда вы выбираете опцию «объявить чек автоматически, когда придет очередь» (Check In Turn), она может быть уже включена. Тогда прямо над ней выскочит желтая кнопка и опция переключится на следующую в списке «Объявить колл автоматически, когда придет очередь» (“call”).Не сбейтесь.
Наиболее опасная функция, это, наверно, «Пасовать автоматически, когда придет очередь» (Fold). Если вы доверите компьютеру пасовать за вас, он так и сделает, когда подойдет ваш ход, даже если никто не сделает никаких ставок. Подсказки к игре онлайн
Опции «Ходить автоматически, когда придет очередь» - самая очевидная подсказка игроку, которая применима только в онлайновом покере. Если лампочка, означающая ход вашего соперника, подала сигнал моментально после вашего хода, это означает, что, скорее всего у него была включена опция «автоматического хода». Обычно разобраться, стоящие ли карты у вашего соперника, проще простого. Молниеносный «чек» с его стороны после вашего хода – тому яркий пример. Если ваша очередь делать ход и вы по какой-то причине задержались, а трое противников после вас один за другим немедленно объявляют «чек», это ясно как белый день: у них ничего нет.
Еще одна типичная ситуация. Первый игрок выжидает некоторое время, а затем объявляет «чек». Вы уже подготовились к этому и заранее отметили свой ход - «рейз» и повышение ставки (“bet/raise in turn”). Следом за вами так же поступает и третий игрок. Очевидно, что он тоже заранее отметил свой ход «рейз», не дожидаясь ни вашего хода, ни хода вашего предшественника. И такое поведение говорит о многом: это гораздо больше, чем просто ход и повышение ставки.
Помимо оперативности хода, зачастую свидетельствующей о том, что игрок использует функцию «ходить автоматически, когда придет очередь», есть и другие подсказки, по которым можно судить о поведении игрока, например, когда он играет крайне медленно. Те, кто не спешит с ходом, этакие грубияны, скорее всего, не обращают внимания на игру: либо они отвлечены другой игрой, либо просто плохо играют, либо заняты делами по дому. И если такой соперник вдруг начинает играть быстро и решительно, скорее всего, у него хороший расклад и он надеется выиграть.
Внезапная пауза (“the stall”) – тоже весьма очевидная подсказка, которая выдает соперников, играющих на уровне ниже среднего. Когда расходится последняя карта в техасском холдеме или Омаха покере, такой игрок вдруг замолкает на какое-то время – думает, а затем делает ставку. Такая пауза почти всегда означает одно – «удача». По крайней мере, сам игрок уверен, что эта удача повернулась к нему лицом. Это крайне непрофессионально и такое поведение сразу выдает слабый уровень игрока.
Списки игроков
Играя в покер в казино, мы видим соперников. Я редко забываю яркого, действительно хорошего или, наоборот, ужасного игрока. При игре онлайн, все, что мы видим, - это небольшие подписанные кружки, где какие-то подписи похожи одна на другую, как две капли воды, а многие даже прочитать трудно. К тому же в игре одновременно принимают участие тысячи игроков со всего мира, у всех разное время суток, у кого день, у кого ночь. У меня скопился список заметных игроков. Для меня «заметные» - это одновременно лучшие игроки и полные идиоты. Большей же частью соперники – это слабые игроки, исчезновения которых почти никто не заметит, так же как не заметит появления новых. Они не стоят того, чтобы следить за их игрой. Сильных игроков, как и крайне слабых, гораздо меньше. С некоторых пор я стал больше играть в покер Омаха 8 и теперь веду список очень консервативных игроков. Это не очень сильные игроки, которые не всегда выигрывают, но если я вижу, что такой игрок делает ставку, когда в общем прикупе лежат восьмерка, семерка и шестерка (876 flop), а у меня не максимально возможный расклад, то я знаю, что мне лучше спасовать. В зависимости от игры, которую вы ведете, вы можете завести списки игроков и по другим категориям. Я предлагаю вести по меньшей мере два списка: лучших игроков и худших. В некоторых онлайновых казино делать это теперь куда проще. Рядом с именем игроков есть опция «примечания» (notes) - туда можно внести свои комментарии, которые всегда будут храниться на вашем компьютере.
Сетевая статистика
Сетевая статистика – ваш надежный партнер, к которому вы, играя, должны обращаться постоянно. Она показывает, насколько хорошо работает сервер онлайнового казино. Если хуже, чем просто «хорошо», будьте осторожны. Мало того, что вас может рассоединить в самый важный момент, так еще и игра будет идти крайне медленно, а шальные игроки вполне могут использовать проблемы сервера, чтобы объявить «олл-ин» в ситуациях, когда просто не хотят делать новые ставки.
Бывает так, что игрок объявляет «олл-ин», пусть даже правомерно, например, когда у него действительно больше не осталось фишек, а связь с сервером в этот момент прерывается. Может быть, из-за проблем на линии, может, быть из-за перегрузки самого сервера. В любом случае вы либо в проигрыше, либо в плюсе. Если в плюсе, то и переживать нечего. Но если вы подозреваете, что кто-то из оппонентов намеренно прервал связь, так как не хотел заявлять «колл» и повторять ставку (может быть, даже несколько раз), свяжитесь со службой поддержки. Такой человек может выйти сухим из воды раз или два, но в конечном счете его накажут. Если связь с сервером прерывается, но вы успели объявить «олл-ин», немедленно свяжитесь с крупье, потребуйте отменить ваш ход и ждите, пока служба поддержки не удовлетворит ваше требование (обычно это занимает несколько минут).
Когда Вы объявляете «олл-ин», а связь с сервером прерывается, вы просто выигрываете или проигрываете, в зависимости от того, какие ставки были перед тем, как вы отключились. Поставленные вами деньги под защитой, и ваша игра окончена. Но если вы играете без объявления «олл-ин» и теряете связь, вы автоматически пасуете даже если у вас на руках был «флеш-рояль» и остаетесь без денег, на которые играли. Так что играть без «олл-ин» может быть весьма опрометчиво.
Служба поддержки
Онлайновая служба поддержки в общем и целом работает хорошо: быстро, качественно, да и помогает вовремя. Однако вы должны понимать, что служба поддержки – это все-таки не крупье. Они не следят за игрой и не замечают возникшие трудности. У них нет возможности расспросить игроков и других крупье о том, что произошло. И вокруг них сотни и сотни лиц. Так что проблема, очевидная вам, для них может оказаться не столь понятной. Перед тем, как обратиться в службу поддержки со своим вопросом, подготовьте запись об игре (ее можно получить, нажав на кнопку «крупье»). С таким документом служба поддержки наверняка поможет вам лучше.
Не нужно стесняться обращаться в службу поддержки. Если вы правы, они, как правило, это поймут и исправят возникшее недоразумение, даже если для этого им придется вернуть вам деньги. Но смотрите – не надоедайте. В службе поддержки отмечается все. И если вы постоянно ноете и просите вернуть пару долларов в качестве компенсации за свои же ошибки, кредит доверия вам исчерпается очень быстро.
Подозрения и паранойя
Онлайновый покер объединяет с обычной игрой одна принципиальная вещь - большинство игроков проигрывают. Но то, как игроки проигрывают онлайн, порой вызывает у них самый настоящий приступ паранойи. В обычном казино большинство игроков вполне успешно сами себя обманывают. Деньги, которые они выигрывают, перемешиваются в карманах с обычной наличностью. Когда им везет, они выигрывают, потом также проигрывают. Они легко могут сказать: «Я играю ровно, может быть, даже чуть выигрываю». В онлайновой игре вся бухгалтерия на лицо. Ваши проигрыши зарегистрированы; выигрыш вы получаете. Вы всегда точно знаете, побеждаете вы или все-таки нет.
Вместо того, чтобы смириться с потерями, некоторые из игроков, которые явно себя переоценивают, начинают обвинять организаторов игры в нечестности. Большинство этих обвинений бредовы. Доходы успешного онлайнового казино просто огромны. Сама мысль, что чрезвычайно выгодное предприятие с миллионными оборотами и относительно небольшими расходами ради нескольких лишних долларов посмеет зарезать курицу, несущую золотые яйца, кажется абсурдной.
Обман
Есть люди, которые, играя онлайн, всегда пытаются обмануть. Такие люди есть и в обычных казино. Когда на кону большие деньги, всегда найдутся типы, готовые на все, чтобы их заполучить. Не допуская саму мысль, что обман может исходить со стороны владельцев сайта, нельзя гарантировать, что вас не обманут отдельный игрок или несколько игроков.
В любой сфере общества мошенниками становятся обычно неудачники - это те люди, кто, играя по правилам, не может победить или просто ленив. Если говорить просто, большинство обманщиков не очень далекие люди. Большинство шулеров в покер, как онлайновый, так и обычный, - непроходимые тупицы. Они обманывают, но все равно не могут выиграть. С корыстной точки зрения, мы должны быть рады мошенникам, поскольку они проигрывают!
Я не хочу умалять опасность обмана, но только потому, что если кое-кто безнравственен, еще нельзя говорить, что плоха вся система. Уже упоминув ранее, что большинство шулеров проигрывают, нельзя не отметить, что самая типичная форма обмана, когда два приятеля играют, обсуждая ходы по телефону, достаточна безобидна. Да, это неприятно, но не так уж и страшно. Эти двое играют своими деньгами, да и счета у них раздельные. Куда хуже, когда есть целая группа шулеров, использующих один игровой счет. Но даже здесь такой тип заговора – редкость. Он требует доверия, а мошенники, по определению, люди ненадежные. И их договоренности между собой долго не продержатся.
Но вот если кого стоит бояться, так это мошенников, у которых два регистрационных имени, используемые на двух компьютерах одновременно. Эти люди полагаются только на себя.
Справиться с таким обманом можно только, положившись на собственную бдительность и надеясь на то, что онлайновый покер «задавит» таких типов своим потенциалом, ведь любой обман для игры - смертельный враг. Почувствовав мошенничество, обращайтесь в службу поддержки. Но не нужно кричать «волк» всякий раз, когда его нет. Помните, чем все закончилось у Эзопа? Если вы обвините в обмане немало честных людей, вас начнут игнорировать, а возможно, и вовсе заблокируют.
После того, как вы сообщили о подозрительном поведении, владельцы сайта начнут проверять ваше заявление. В конце концов, они же видят все карты. Так что самый логичный способ бороться с обманом – прекратить игру и объяснить службе поддержки, почему вы так поступили. Выходя из игры, вы лишаете сайт прибыли, а это то, ради чего он существует. Такой шаг не останется незамеченным.
Играя по ставкам $1/2, вы вряд ли столкнетесь с крупным обманом, так что большинству игроков и не стоит уделять этой теме слишком много внимания. Но все же сообщайте в службу поддержки обо всем, что сочтете подозрительным.
Отчисления сайту
Суммы, которые за игру берут онлайновое казино, весьма разумны, но прибыль их весьма впечатляет, учитывая объемы и скорость. К счастью, в мире немало желающих вложить в игру свой капитал. И пусть самые плохие игроки уходят слишком быстро и никогда не возвращаются, выигрывающим игрокам переживать не стоит. Тем более что в онлайновых казино оставлять чаевых не нужно.
Выводы
В казино, играя в покер, можно победить только, если у вас хорошие карты. Тот же принцип и в онлайн покере. Но вот как сделать выигрыш больше? Тут правила разные. Играя королем и тузом против валета и девятки, вы не просто рассчитываете, что ваши карты лучше. Поверьте, что игроки, рассчитывающие на победу только потому, что у них на руках туз и король, а у соперника – валет и девятка, могут уступить более успешным участникам игры, которые проводят подготовительную работу, отслеживают игры, собирают сведения о соперниках и так далее. Хорошие карты – это лишь частичка успеха, верхушка айсберга.
Стратегические подсказки:
Фаст плей высокие карты и очень сильные комбинации карт перед флопом. Данная стратегия позволяет положить больше денег в банк и заставляет игроков со слабыми картами скинуть карты перед, возможно удачным для них, флопом.
Не играйте стрит, если вы ждете карты с нижней (младшей) стороны или с обеих сторон. Если на флопе выпадают 9, 8, 7, вам лучше играть, если у вас на руках валет или 10, а не 6, 5 или 10, 6. (Завершение стрита с нижней картой обычно называют "темное" завершение стрита).
Средние и низкие карты, стоящие далеко друг от друга обычно лучше не играть. Это также относится к картам одной масти, из которых на флопе не выходит стрит. Такие конечные карты возможного стрита как 9 и 5, также относятся к слабой категории.
Играйте начальные низкие пары с осторожностью. Пары, начиная с 6-6 до 2-2. Эти пары лучше не играть в начальной позиции, но если ваше положение за столом определяет последнее слово в торговле, можете сыграть их, если позволяет цена. Если на флопе не выпало третьей карты (сет) или четвертой (четыре одного вида), обычно карты лучше сбросить.
Играйте агрессивно если есть вероятность выпада карт на двух концах стрита после флопа. Если вы можете собрать стрит И флеш или три одного вида (и т.д.), обычно лучше делать/увеличивать ставку.
Играйте руки, такие как туз или две высокие карты, если на флопе выпадают слабые карты (три карты разной масти, или "радуга", не стоящие рядом средние или низкие карты). Обычно лучше скинуть карты, если другие игроки делают высокие ставки.
Следите если на флопе выпали карты соседствующего достоинства, например, 8-7-6, у других игроков может выпасть стрит, который побьет вашу высокую пару или другую хорошую комбинацию карт.
Проверьте сколько фишек у игроков, которые делают ставки. Игроки, вынужденные поставить в банк все свои фишки часто спешат делать ставки, чтобы вернуть свое в последнем раунде, многие из них руководствуются правилом "пан или пропал".
Следите, если на флопе выпадают карты одной масти, которые могут означать возможный флеш. В данном случае лучше играть, если у вас "конфетка" той же масти, или три одного вида, или если у вас есть вероятность собрать две пары.
Иногда лучше попадаться на блефе. Это одни из способов разнообразить свой стиль игры и не быть слишком предсказуемым. Вы можете выиграть банк, если блеф срабатывает. Вы можете потерять несколько фишек, если блеф не проходит. Но если в следующий раз вам выпадет сильная комбинация карт, другие игроки уравняют ваши ставки, что будет вам выгодно.
Изучайте Ваших оппонентов, особенно, если вы не играете в раунде и можете обращать большее внимание на игру других. Часто ли другие игроки сбрасывают карты? Блефуют ли они? Купят ли они ваш блеф? Можно ли их "читать" (угадывать по их реакции насколько сильна их рука)?
Стратегия игры на префлопе (Preflop)
Итак, сданы первые две карты, и надо принимать первое решение. При этом необходимо учитывать следующие факторы:
Силу ваших карт (чем сильнее, тем лучше) – обычно стоит играть не более 30% рук, только самые сильные.
Вашу позицию (чем позже, тем лучше) – в конце у вас уже есть информация о ставках противников, вы можете принимать более точные решения и не бояться рейза.
Ставки перед вами (чем больше лимперов (limper – игрок, говорящий колл на префлопе), тем лучше, рейзы - хуже) – чем больше игроков, тем больше пот, если выпадет не ваша карта, вы теряете лишь маленькую ставку, но если вам повезет на флопе, вы выиграете много.
Тип игры (пассивная/агрессивная, тайтовая/лузовая) – агрессивные игроки могут поднимать с посредственными картами, лузовые ответят на ваш рейз с плохой картой.
Ваш имидж за столом – если вы ведете себя как тайтер (тайтовый игрок), то против вашего рейза будут играть лишь маньяки или обладатели действительно хороших карт.
Сила игры ваша и противников – чем лучше вы играете по сравнению с противниками, тем больше можно играть рук, свое вы получите на дальнейших этапах игры.
На основе статистических выкладок как теоретических, так и практических были созданы таблицы с рекомендацией по игре на префлопе в различных ситуациях. Вы можете скачать архив с четырьмя версиями таких таблиц. Возможно небольшое отличие между таблицами (две из них относятся скорее к игре на средних/верхних лимитах, одна - на нижних) и, естественно, эти таблицы не догма. Против слабых игроков можно играть большее количество рук, против тайтовых игроков – более агрессивно и т.д. Сделаю небольшое замечание по поводу префлоп-таблиц. Вы легко убедитесь, что они отличаются друг от друга, хотя и не очень значительно. Это вполне понятно, дело в том, что эти таблицы делаются исходя из некоторых предположений о противниках. Таким образом, я не советую сильно ломать голову по поводу различий в таблицах, а выбрать одну и сначала следовать ей. Потом, по мере роста опыта, вы сможете самостоятельно модифицировать префлоп-решения, исходя из вышеуказанных параметров.
В таблицах и далее по тексту, говоря о карманных картах будем использовать общепринятые обозначения: A – туз, К – король, Q – дама, J – валет, T – десятка, s – одномастные, o (или отсутствие буквы) – разномастные, х – любая мелкая карта от 2 до 9. То есть Axs означает одномастных туза и мелкую карту, а KJ означает разномастных короля и валета.
Стратегия игры на флопе
Сданы три карты, плюс ваши две карманные – ситуация достаточна ясная, самое время принимать серьезные решения, от которых во многом будет зависеть успешность вашей игры. Принимая решение, необходимо учитывать следующие факторы:
- cилу вашей руки
- тип флопа
- число оппонентов
- возможные карты оппонентов
- величину банка
Возможны следующие стратегии игры:
- Ставим с лучшей рукой (топ пара с хорошим кикером, выше),
- Ставим, чтобы защитить руку: если не уверены, что рука лучшая и чтобы не дать противникам бесплатной карты,
- Ставим с целью блефа или полу-блефа,
- Ставим для проверки карт игроков: если не последовал рейз, то можно попробовать продолжать ставить на торне.
- Чек или колл с целью слоуплея,
- Чек или колл с рукой среднего качества (средняя/младшая пара, недостроенный флэш или стрит).
- Чек-рейзинг с сильной на текущий момент рукой с целью поднять банк и выгнать противников, с целью блефа или при хороших шансах собрать стрит/флэш.
- Рейз с лучшей рукой: чтобы поднять банк,
- Рейз для защиты руки: если не уверены в силе руки, то рейз позволит выгнать противников за вами,
- Рейз для получения бесплатной карты,
- Рейз с целью блефа или полу-блефа,
- Сброс карт (после ставки оппонента): если текущая рука слаба, недостаточно шансов на улучшение руки и мала вероятность, что удастся блеф.
Натсовые руки
Уже на флопе вы собрали каре или фул-хаус – одну из сильнейших комбинаций в покере (сильнейшую руку называют nuts - конфетка). Как играть в этой ситуации? В большинстве случаев можно рекомендовать слоуплей. То есть вы не должны ставить или поднимать ставки противника, просто отвечайте, чтобы оставить как можно больше игроков в игре и собрать банк побольше. Возможны и исключения, например, можно ставить, если вы поднимали на префлопе. Также иногда можно делать ставку, используя обратную психологию. Игроки ждут, что сильную руку вы будете слоуплеить, поэтому они вполне могут ответить на ставку.
Небольшая задачка: У вас карманные 55 на баттоне. Два игрока до вас, вы и оба блайнда сделав по одной ставке пришли на флоп. На флопе выпало КК5, и игрок перед вами сделал ставку. Что делать?
Ответ: в данном случае можно порекомендовать слоуплей и просто ответить на ставку. Поднять можно будет на поздних этапах торговли, собрав больше денег. На практике два противника продолжали отвечать до конца, показав 66 и 99.
Стриты и флеши
Вам опять повезло на флопе – удалось собрать флэш или стрит! Флэши и стриты хороши, но это не столь сильные комбинации как хотелось бы, поэтому они часто нуждаются в защите. Практически единственная рука, при которой можно рекомендовать слоуплей – натсовый флэш (флэш с тузом или королем у вас на руках) – его может перебить только фул-хаус и выше. А вот флэш при мелких ваших картах может проиграть, если у противника есть высокая карта флэшевой масти. Стриты еще более уязвимы – можно проиграть флэшу, старшему стриту и т.д., а также разделить пот. Отсюда следует общая стратегия – играть подобные руки как можно активнее – бет, рейз и ререйз – ваше основное оружие (можно также использовать чек-рейз, если есть уверенность, что за вами будут ставить).
Задача: У вас QJ бубей на большом блайнде. Средний игрок поднимает, а поздний с малым блайндом (как и вы) – отвечают. Четыре игрока видят флоп – 864 бубей. Малый блайнд говорит «чек». Ваши действия?
Ответ: ставим. Слоуплей не рекомендуется, так как у противника может быть туз или король бубей. Говорить чек с целью чек-рейза рискованно, так как оппоненты могут испугаться ставить при таком флопе. На практике игрок поставил и проиграл, когда на торне вышла 7 бубей, а у противника оказался король. Тем не менее, игрок поступил правильно, ставя и заставляя противников платить за покупку карт.
Тройка (сэт)
Вам пришел сет (set) или трипс (trips). В обоих случаях это тройка, только при сете две карты у вас на руках, а третья на флопе (вероятность прикупить третью карту к паре – 1:7,5), при трипсе – ваша карманная карта плюс пара на флопе (вероятность 1:70). Карта хорошая, но вам опасны стриты или флеши (чужие старшие тройки или фул-хаузы менее вероятны, но тоже возможны), хотя даже против готового стрита/флеша у вас есть вероятность 33% улучшиться до фул-хауса на следующих этапах.
Учитывая уязвимость комбинации, играть лучше всего агрессивно – ставя и рейзя. Исключением может стать игра против 1-2 противников при маленьком банке, здесь можно попробовать слоуплей. Иногда можно попробовать чек-рейз, особенно если банк большой, и флоп не угрожающий. Если флоп одномастный или на нем три связанных карты (например, 789 – заготовка для стрита), то при большом количестве противников лучше играть осторожно, при малом количестве – агрессивно, чтобы не дать оппоненту дешево купить нужную карту.
Задача: у вас две девятки на кнопке, шесть игроков смотрят флоп: Q¦, J¦, 9¦. Большой блайнд и игрок в ранней позиции сказали чек, игрок в средней позиции – бет, следом за ним – кол, игрок перед вами – фолд. Ваши действия?
Ответ: рейз. Флоп опасный (хотя и не смертельно), у игроков может быть дро в червях, а также стрит-дро. Тем не менее, на данный момент ваша рука, скорее всего, самая сильная. Таким образом, необходимо поднимать, чтобы желающие прикупить игроки заплатили максимум за свои ожидания. На практике игрок лишь ответил, и позволил выиграть на ривере игроку, собравшему дырявый стрит.
Две пары
На сей раз на флопе вы собрали две пары (в данном случае имеем в виду, что каждой из ваших карманных карт соответствует карта на флопе, если на столе лежит пара, и у вас лишь пара к оставшейся карте, то играть надо как пару), вероятность этого примерно 2%. В большинстве случаев, эта комбинация останется выигрышной до финиша, но тем не менее ее надо активно защищать от сбора противниками старших комбинаций. Если флоп одномастный или из трех последовательных карт, то против большого числа противников следует проявлять осторожность, против небольшого можно играть агрессивнее. Помните, что против стрита или флеша ваши шансы невелики, у вас только 4 конца до фул-хауза. Слоуплей можно порекомендовать только при «радужном» флопе без большого количества старших карт и при малом количестве участнике. Чек-рейз может представлять интерес при игре с ранних позиций против двухмастного/соединенного флопа, а также против флопа со старшими картами. Во всех остальных случаях нужно ставить и поднимать ставки.
Задача: у вас K¦ Т¦ на большом блайнде. Ранний и средний игрок ставят. Три игрока смотрят флоп: K¦ Т¦ 2¦. Ваши действия?
Ответ: чек-рейз. Банк маленький, флоп не опасный, у вас старшие две пары, так что резко пугать оппонентов не стоит, лучше попытаться снять с них больше денег. На практике флоп был накрыт, у одного из противников оказалось T2.
Старшая пара или оверпара
И вновь флоп, только комбинация уже хуже – старшая пара или оверпара (карманная пара выше, чем старшая карта на флопе). Сила вашей комбинации, а значит и способ игры зависят от многих факторов, таких как:
Насколько высока ваша пара – если вы собрали старшую пару восьмерок, то вы остаетесь уязвимыми к оверкартам, так что стоит играть агрессивно, чтобы выгнать потенциальных конкурентов.
Насколько хорош ваш кикер (kicker - карта по которой будет сравнивать комбинация при одинаковой паре с противником) – чем выше кикер, тем больше шансы что вы не проиграете, пара тузов с тройкой на руках – не лучший вариант, а вот карманные туз-король гарантируют вам лучший кикер при короле или тузе на столе.
Количество игроков в игре – чем больше игроков, тем выше вероятность, что вас обойдут (или уже обошли).
Возможная сила оппонентов – особенно важно, если был рейз на префлопе, это значит, что оппонент может иметь оверпару, сет или лучший кикер.
Тип флопа – опасны флопы из крупных карт, одно-двухмастные, с двумя-тремя последовательными картами.
Оптимальный для игры старших пар/оверпар флоп – разномастная мелочь с одной старшей картой, обычно такой флоп нужно играть агрессивно, но против не очень большого количества противников при хорошем кикере можно слегка слоуплеить до торна. Агрессивно стоит играть на флопе с парой при небольшом количестве оппонентов, а также если флоп не очень страшный (нет трех одномастных или последовательных карт, нет трех крупных). На опасном флопе лучше играть осторожно, если оппоненты начинают поднимать, лучше сброситься. Даже если флоп не опасный, следует проявлять осторожность (вплоть до фолда): если был префлоп-рейз, а у вас плохой кикер; есть несколько ставок на флопе, а у вас плохой кикер или небольшая пара; если ставит очень тайтовый игрок.
Также помните одну рекомендацию: если вы не уверены в силе рук противников, лучше постараться выяснить их на флопе, чтобы тупо не коллировать до ривера – не отвечайте на чужую ставку, поднимайте, таким образом вы выявите силу оппонента. Если у него не очень хорошая карта, вы накажете его за попытку прикупить, если у него хорошая карта, то станет ясно, что надо скинуться.
Задача: У вас К3 на большом блайнде. Пять игроков, включая вас, видят флоп K¦ T¦ T¦, малый блайнд ставит, ваши действия?
Ответ: Фолд. Единственная рука, которую вы в настоящий момент бьете, это дро, а за вами еще три игрока, которые вполне могут иметь хорошие карты. На практике один игрок с JQ собрал стрит, но проиграл игроку, имевшему KT.
Средняя/младшая пара
Еще одна готовая комбинация на флопе, на сей раз средняя или младшая пара (включая карманные пары). Одна из ошибок, которую часто совершают неопытные игроки – попытка прикупить что-то к низкой паре. Если вы подозреваете, что у оппонента есть топ-пара или лучше, то для продолжения игры требуются очень большие шансы. Вероятность прикупить к карманной паре – 1:23, к паре с доской – 1:8, причем есть вероятность, что вы «тянете мертвую», если у противника уже есть сет или пара, плюс есть опасность стритов и флэшей.
В общем, пару ниже топовой обычно лучше сбросить, хотя возможны и следующие исключения:
Вы считаете, что у противников карта еще хуже (вы последний, до вас все сказали чек),
У вас есть оверкарта и достаточно шансов для покупки,
У вас слабый кикер, но шансы банка очень хорошие,
Возможно, у вас не лучшая карта, но есть вероятность, что оппонент сбросится на вашу ставку/рейз в качестве полу-блефа.
Если стол одномастный или из последовательных карт или из старших карт – сбрасываемся (за исключением случаев, когда есть хороший дро, также можно попробовать блеф против 1-2 оппонентов). Флоп двухмастный или из двух последовательных карт также опасен, фолд обычно будет лучшим решением. Оптимальным для игры средней (и иногда даже младшей) пары – радужный флоп с одной или без старших карт. Особенно если старших карт нет, то действовать можно как при старшей паре, ведь вероятность того, что кто-то собрал лучшую комбинацию – невелики.
Задача: вы ответили из ранней позиции с A¦7¦ и только блайнды поддержали вас. Флоп 10¦ 7¦ 5¦ и оба блайнда чек. Ваши действия?
Ответ: бет. Флоп не слишком опасный и оба противника продемонстрировали свою слабость. У вас средняя пара с топ-кикером, скорее всего, в настоящий момент вы в лидерах.
Флэш-дро
Все возможные готовые комбинации закончились, теперь рассмотрим случаи, когда мы можем собрать выигрышную комбинацию (так называемое draw – дро (тянуть), сленговое - дрова). Рассмотрим флэш-дро (то есть у нас есть четыре одномастных карты и мы ждем пятую, чтобы собрать флэш). Шансы собрать флэш при флэш-дро на флопе достаточно большие – 2:1 (соберем в одном случае из трех), а если у вас есть оверкарты или стрит-дро, то они еще выше, поэтому практически всегда стоит продолжать игру.
Рассмотрим случай, когда на столе и у вас по две карты одной масти. Опасность (а как следствие возможный фолд) для вас представляют:
Маленький банк при игре один на один, если у противника уже есть готовая старшая пара и лучше (не хватает шансов на улучшение).
Пара на флопе, если у оппонента есть третья карта, то есть высока вероятность фул-хауса.
На флопе пошла активная игра, а у вас мелкие карты, то есть высока вероятность проиграть старшему флэшу.
Если решили продолжать игру, то при наличии нескольких оппонентов мы заинтересованы в том, чтобы сохранить как можно больше народа в игре, поэтому из ранней позиции рекомендован чек (чтобы рейз за вами не распугал игроков), если вы префлоп-рейзер, то можно бет. Возможен чек-рейз, но рекомендуется при значительном количестве коллеров и наличии усиления (оверкарты, пары и т.д.). Из поздних позиций возможен рейз при большом числе коллеров, чтобы увеличить банк, а также это может позволить получить бесплатную карту на следующих кругах торговли. Если игроков мало, то возможны беты и рейзы в качестве полу-блефа. Из последних позиций возможен рейз с целью получения бесплатной карты (хотя обычный минус получения бесплатной карты - ваш дро будет ясен для противников).
Если на столе три карты одной масти, то обычно продолжать игру имеет смысл если у вас на руках есть одна из двух старших карт к флэшу (обычно туз или король). Если у вас слабая карта, лучше сразу сбросить, если есть старшая карта, то стоит играть агрессивно, так как есть вероятность выиграть полу-блефом.
Задача: у вас А¦ 5¦ в средней позиции. Пять игроков (блайнды, средний игрок, баттон и вы) видят флоп Q¦ T¦ 3¦. Средний игрок перед вами ставит, ваши действия?
Ответ: кол. За вами еще три игрока, у вас дро к натсовому флэшу, так что желательно оставить в банке большинство игроков. При малом количестве игроков или если вы были префлоп рейзером возможен рейз, чтобы повысить шансы выигрыша на туза (или выиграть полу-блефом).
Стрит-дро
Теперь посмотрим как стоит собирать стрит (стрит-дро). Итак, после флопа у нас четыре карты к стриту, хорошо это или плохо? Однозначного ответа нет. Понятно, что стрит-дро слабее флэшевого, ведь стрит может проиграть флэшу, плюс у вашего оппонента может быть такой же стрит, в результате вы просто разделите банк. Есть два основных вида стрит-дро - одноранговый (дырявый, gutshot) и двухранговый (двухсторонний, open-ended). Примером первого является комбинация 4 5 6 8, чтобы получить стрит необходима 7, то есть у вас всего четыре аутса. Пример второго - 4 5 6 7, стрит достраивают как 3 так и 8, что дает вам 8 аутсов. По большому счету играть стрит-дро и надо исходя из наших шансов, прибавляя аутсы, если у нас есть оверкарты и дисконтируя, если на столе есть пара, две (три) карты одной масти.
Дырявый стрит-дро в общем случае убыточен, кроме случаев, когда пот очень большой (или если у вас есть дополнительные концы, например - оверкарты). Помните, что шансы банка должны быть 1:11 чтобы пытаться собрать дырявый стрит.
Двухсторонний стрит дает нам 8 аутсов на улучшение, почти так же как и флэш-дро (9 концов), соответственно стратегия игры может быть такой же (см. выше).
Понятно, что наилучшая ситуация, когда стрит-дро составляют наши карманные карты и две карты на столе, если стрит-дро дает одна карманная карта и три карты на столе, то весьма высока вероятность, что мы разделим банк или проиграем более высокому стриту, в подобных случаях лучше не играть. Также важное значение имеет соотношение карт на столе и карманных. Если на столе 8 9, а у вас 7 6, то это не лучшая ситуация, так как приход 10 может дать старший стрит игроку с Q J.
Задача: у вас 7 8 бубей на баттоне, перед нами два лимпера, вы отвечаете, блайнды тоже (итого 5 ставок). На флопе К¦ Т¦ 9¦, дающие нам стрит-дро. Малый блайнд ставит, большой - отвечает, первый лимпер рейз, второй лимпер - фолд. Ваши действия?
Ответ: фолд. Да, у нас открытый стрит-дро, который улучшается до ривера почти каждый третий раз (шансы банка 2:9, шансы собрать стрит 1:2,2), но это очень слабая карта. У нас нет совершенно никаких усилений (оверкарта, хотя бы бэкдорный фоэш-дро), валета сложно считать за играющий аут, очень велика вероятность дамы у одного из игроков, что даст ему старший стрит. На самом деле вообще велика вероятность, что мы тянем мертвую, при J Q у одного из оппонентов. Даже если мы поймает 6 на торне, нас могут переехать старшим стритом на ривере.
Оверкарты и хуже
Оверкарты - карты выше старшей карты стола. Попытка "тянуть" оверкарты - одна из распространенных ошибок. Две оверкарты имеют шансы на улучшение 1:7, а одна и вообще 1:15, но даже собрав пару на торне, выиграть непросто. Вы можете проиграть любой более высокой комбинации, высока вероятность что вы вообще тянете вмертвую против сета, двух пар или оверпары. В целом, если вы будете всегда сбрасывать свои оверкарты, то не потеряете много. Хотя в принципе есть ряд случаев, когда игра оверкарт возможна:
малое количество противников (чем больше противников, тем меньше шанс выиграть с парой), большой банк - оно и понятно, шансы 1:7 иначе получить непросто. Однако большой банк может быть или при большом количестве игроков (а тут противоречие с предыдущим пунктом) или при наличие префлоп рейза, а здесь возрастает опасность доминирования,
не придется делать больше одной ставки, то есть желательно быть в последней позиции, флоп должен быть безопасным (оптимально - разномастной мелочью).
Итак, обычно стоит просто скинуть оверкарты. Если условия подходящие, то можно ответить на чужую ставку. Против нескольких оппонентов возможна полублефовый бет или даже рейз. Эти действия также помогут вам получить бесплатную карту на торне.
Если у вас нет оверкарт, то фолд становится почти автоматическим. Единственное исключение - возможная ставка против одного или двух противников из последней позиции в качестве блефа.
Задача: вы ответили на баттоне после двух коллеров с KQ, к вам присоединились блайнды. На флопе вышли радужные 7 5 2. Малый блайнд ставит, большой и один из лимперов отвечают (в банке 8 ставок). Ваши действия?
Ответ: кол (хотя вариант фолд тоже близок). Банк дает нам достаточные шансы (1:8), флоп радужный и не слишком стритовый, мы ставим последними, да и в качестве оверкарты у нас нет туза (туз хуже чем король или дама в качестве оверкарты, так как многие играют Ax, поэтому они могут собрать две пары на тузе). Тем не менее, есть вероятность, что блайнд собрал две пары или его вторая карта совпадает с вашей, также возможны стрит-дро у блайндов.
На практике игрок ответил, все прочекали 8 на торне, а на ривере вышла дама. Игрок выиграл против A2 у блайнда.
Стратегия игры на торне
Ставка на торне в два раза больше чем на флопе и только на одну карту можно рассчитывать в дальнейшем. Игроки, с легкостью ставившие или поднимавшие на флопе трижды подумают, перед тем как ставить на торне, здесь скидывается большинство игроков, и закладываются основы победы.
Если вы агрессивно играли на префлопе/флопе, есть смысл продолжать ставить. Здесь возможны следующие исключения: если у вас действительно хорошая карта, то можно попробовать чек-рейз, если карта неважная, то при наличии большого количество игроков или опасных карт на столе (связанные карты, карты одной масти, много старших карт) лучше сказать чек или сброситься.
Если до торна вы пассивно отвечали на действия противников, то можете попробовать перехватить инициативу, сделав ставку или подняв ее в следующих случаях: у вас хорошая (лучшая) рука, есть возможность для блефа или для защиты сомнительно сильной руки.
Если кто-то ставит на торне, то стоит отвечать при условии, что ваша рука может быть в настоящий момент лучшей или у вас достаточные шансы для покупки еще одной карты.
Одной из главных ошибок, которую делают игроки на торне – ответ на рейз. Рейз на торне обычно показывает действительно неплохую руку, а удвоенная большая ставка опускает шансы банка до минимума. В случае рейза игроку можно порекомендовать скинуть старшую пару с небольшим кикером и ниже.
Торн, пожалуй, самая сложная и серьезная стадия игры. После флопа вы должны иметь представление о возможных руках противников (а они стараются вас запутать блефом, слоуплеем и т.д.). Учитывая удвоенные ставки на торне, ошибки здесь будут особенно дороги. Давайте посмотрим, как стоит действовать в различных типичных ситуациях.
Кол/чек
Простой ответ на ставку противника (или чек) рекомендуется использовать в следующих случаях:
Против часто блефующего игрока. Если вы считаете, что против вас блефуют и в настоящее время у вас лучшая рука, то рейз не всегда лучший выход. Рейз вероятно заставит блефующего сброситься, а так вы вероятно получите от него еще одну ставку на ривере. В целом, кол против блафера позволит вам максимизировать доход, если оппонент действительно блефует и минимизировать проигрыш, если ему посчастливилось собрать хорошую комбинацию.
Когда у вас средней силы рука. Например, вы действуете против префлоп рейзера, у вас средняя пара и вы не уверены, бьете его или нет, лучше просто ответить. В общем, если сомневаетесь в силе своей руки – плохой кикер, не старшая пара, опасный стол, лучше просто ответить.
Когда находитесь на дро. Бывают случаи, особенно в игре один на один, когда можно попробовать сорвать банк полу-блефом, однако чаще всего, особенно против нескольких оппонентов, вы заинтересованы в максимизации банка, ибо сорвать банк немедленно вряд ли удастся.
Рейз/бет
Рейз, бет или чек-рейз в пограничных ситуациях может стоить вам дорого, однако, как показывает практика, именно агрессивные на торне игроки самые успешные на высоких лимитах, так что не стоит бояться, если даже на один выигрыш будет приходиться два проигрыша, овчинка стоит выделки (если вам удастся забрать банк там, где иначе вы бы его проиграли). Типичные ситуации для рейза такие:
Когда вы считаете, что у вас лучшая рука. Здесь все понятно, вы стремитесь увеличить банк, в надежде взять его на ривере. Кроме того, рейз защищает вашу уязвимую руку.
Полу-блеф на «пугающей» карте. Если вы считаете, что пришедшая на флопе карта не помогла оппоненту, а напротив, теоретически позволяет вам его победить, можно попробовать проявить агрессию. Основанием для такой игры может быть приход оверкарты, третьей карты одной масти, очередной связной карты, приход пары на столе. Помните, что блеф стоит применять не часто и против достаточно тайтовых противников.
Изоляция часто блефующего игрока. У вас не очень хорошая карта, а в игре несколько человек и вас скорее всего кто-то бьет. Но вот блафер делает ставку прямо перед вами, рейз сейчас скорее всего позволит выгнать сидящих за вами игроков с лучшей чем у вас картой (например, у вас старшая пара с плохим кикером или вторая пара, тем не менее, многие игроки со старшей парой сбросятся на рейз на торне), оставив вас один на один с блафером, у которого вы вполне можете выиграть.
Если вы все равно собирались отвечать на ривере. Данные совет несколько противоречит совету отвечать со средней рукой, хотя ситуация здесь схожая. Вы не уверены в силе своей руки, но тем не менее собираетесь дойти до вскрытия, даже если оппонент продолжит ставить. В этом случае из последней позиции можно сделать рейз, фактически купив себе бесплатный просмотр ривера. В результате вместо двух ставок на торне и ривере мы платим те же две ставки но на торне, при этом получаем шанс немедленно выиграть банк, если противник сбросится, а также возможность взять еще одну ставку, если улучшимся на ривере.
Понятно, что в случаях 2-4 вы рискуете. Рука противника может оказаться настолько хорошей, что вы получите ререйз и потратите лишние деньги, здесь вам решать, когда стоит поднимать, а когда нет. Лучше всего рейз применять против пассивных (они не будут ререйзить) тайтовых (они скорее сбросят приличную карту) игроков.
Фолд
Большие ставки часто заставляют игрока сброситься на торне, это правильное решение в следующих ситуациях:
Дро с недостаточными шансами банка. Здесь все просто, если для натягивания нужной комбинации нам не хватает шансов банка (даже с учетом потенциальных ставок на ривере), то нужно сброситься.
Когда высока вероятность, что тянешь в мертвую. Вроде бы и шансов тянуть стрит хватает, но на столе лежит три карты одной масти и судя по всему, кто-то уже собрал флэш. Аналогичная ситуация – флэш-дро при спаренном столе. Однако не стоит всякий раз сбрасываться, когда есть опасность, что вы будете биты. На самом деле, не столь высокий процент спаренных карт дает фул-хаусы и не каждый раз три карты одной масти дают флэш (даже четыре не всегда).
Когда вы знаете, что биты. Чаще всего этого бывает когда у вас пара ниже старшей, особенно карманная, у которой к тому же очень мало шансов на улучшение. Однако и более серьезные комбинации можно сбросить, если вокруг идет бой, а шансы на улучшение у вас невелики.
Оверкарты
Очень часто на практике бывают случаи, когда вы сделали рейз на префлопе с хорошими старшими картами, но флоп пришел не ваш, ставка на флопе банк взять не смогла, и торн вам тоже не помог, что же делать? Очень тяжелая ситуация – и банк уже большой, терять жалко, и не хочется впустую тратить дополнительных денег. Решение сложное, и принимать его надо исходя из количества и уровня противников, а также вида флопа.
Ставить надо в том случае, если есть надежда выиграть банк, в противном случае лучше попытаться взять бесплатную карту. Понятно, что против нескольких оппонентов сорвать банк слабо реально. Если противник любит отвечать с младшей парой до конца, это тоже не лучший случай для ставки. Требуется достаточно тайтовый игрок, способный выкинуть мелкую пару. Что касается флопа, то лучше ставить, если флоп умеренно скоординированный, это означает, что противник может быть на дро, у которого уже меньше шансов на улучшение и который вы бьете. Если флоп был нескоординированный, то велика вероятность пары и выше (а иначе с чем мог отвечать противник на флопе?).
Стратегия игры на ривере
Здесь уже обычно все понятно. Кто-то собрал желаемую выигрышную комбинации, кто-то безрезультатно прождал нужной карты, кто-то так и остался со своей старшей парой, только не всегда просто определить в какой из ситуаций находится противник.
Одна из главных ошибок, которую может сделать игрок – сброс выигрышной руки. На ривере практически всегда у игрока достаточно шансов для того, чтобы ответить. Часто бывают ситуации, когда противник играет агрессивно в надежде собрать стрит или флэш, а в результате остается у разбитого корыта и ваша младшая пара вполне может забрать банк. Если в банке $12 и требуется поставить $2, то вам нужно выигрывать лишь один раз из шести, чтобы ставка была выгодна.
Если у вас хорошая карта, то у вас есть два варианта: во-первых, вы можете ставить, во-вторых, вы можете попробовать сказать чек, с целью заставить противника сделать ставку в попытке блефа (inducing bluff). Если у вас действительно хорошая рука, после этого можно поднять, если рука сомнительная, можно просто ответить.
Если у вас плохая карта, то лучшим вариантом будет сказать чек. Блеф на ривере проходит крайне редко, особенно если банк велик. Хотя при наличии опасных карт на столе (недостроенный стрит или флэш, крупные карты) можно попробовать блефовать, но если вас поднимут, то лучше сброситься.
Последняя стадия, вам уже совершенно ясна сила своей руки, сложилось мнение о наиболее вероятной карте противников, известен размер банка – пора принимать финальное решение.
Помните, что одна из самых крупных ошибок, которую может совершить игрок – сброс лучшей руки на ривере. Обычно необходимо сделать всего одну ставку, чтобы выиграть 5-10 ставок, то есть игрок имеет отличные шансы банка. Если шансы банка равны 1:8, то достаточно будет выигрывать лишь в 12,5% случаев, чтобы оправдать ставку. В общем, в лимитированном покере способность сбросить на ривере хорошую карту (англ. laydown – положить) – отнюдь не великое достоинство. Типичная ситуация, когда стоит ответить на одиночную ставку на ривере: у вас младшая/средняя пара против агрессивного префлоп рейзера при отсутствии старших карт на столе или на скоординированном флопе, если не пришло третьей карты к флэшу или связной карты. Однако не стоит впадать и в другую крайность – отвечать в 100% случаев. В целом, советы по игре на ривере сходны с советами по игре на торне, логика за большинством из них та же самая, тем не менее, посмотрим еще раз.
Фолд
«Рубль сэкономленный равен рублю заработанному», помня эту пословицу, стоит сбрасываться, если вы уверены, что проигрываете. Не надо пытаться отвечать из любопытства, только для того, чтобы посмотреть, что именно собрал ваш противник. Кстати, хороший игрок доходит до вскрытия лишь примерно в 35% случаев (не от полного количества раздач, а от увиденных флопов), выигрывая при этом около 50% игр.
Понятно, что стоит сбрасывать руки, не имеющие шансы на выигрыш, обычно это не улучшившиеся флэш и стрит-дро. Сложнее с другими картами – от оверкарт и выше. Здесь многое будет зависеть от типа противника, типа флопа и стола в целом, количества противников. Ставка прямолинейного, неагрессивного противника обычно означает хорошую карту, стоит сбросить руку ниже старшей пары. А вот ставка от игрока хитрого зачастую может быть блефом, особенно если на ривере пришла «пугающая» карта. Если флоп был скоординированный, то велика вероятность, что кто-то из игроков был на дро. Некоторые игроки достаточно агрессивно разыгрывают дро, поэтому, если на ривере пришла третья карта в масть, то часто стоит сброситься, если нет – отвечать. Чем больше игроков в игре, тем лучше нужна карта, чтобы отвечать на ставку. При игре один на один ставка и даже рейз могут означать блеф, при нескольких игроках – практически никогда. Если перед вами была ставка и кол, то карты ниже старшей пары почти наверняка проигрывают. Если перед вами были ставка и рейз, то стоит сбросить и старшую пару (а при опасном флопе и лучше). Дело в том, что даже если первый игрок делает блефовую ставку, то отвечающий/поднимающий уже не блефует (и наоборот). Также редко является блефом ставка против нескольких игроков при приходе опасной карты на ривере (игрок опасается, что приход третьей карты одной масти испугает оппонентов и старается собрать ставки со своим флэшем).
Колл
В принципе, основные случаи, когда стоит отвечать на ставку (или говорить чек) проистекают из вышесказанного. Во-первых, когда мы подозреваем что против нас блефуют и мы оцениваем вероятность блефа выше чем шансы банка. Во-вторых, когда мы не уверены в силе своей руки, но считаем, что она вполне может выиграть банк.
Однако, есть случаи, когда мы может ответить и с рукой, которую считаем лучшей на данный момент. Это будет относиться к ситуации, когда за нами есть игроки и мы надеемся получить от них ставки. Рейз на ривере испугает большинство игроков, даже лузовых, а вот ответив с хорошей рукой, мы вероятно сможет получить ставки за спиной. Хорошей ситуацией для оверкола будет следующая:
- У вас достаточно хорошая рука (не обязательно натс),
- За вами несколько игроков, лучше всего лузовых,
- Банк не очень большой,
- Ставивший игрок может блефовать или его карта может быть лучше вашей.
Типичными ситуациями для оверкола будут оверпара или две пары при не страшном столе, хороший флэш при четырех картах одной масти на столе, стрит на столе, к которому у вас есть улучшающая карта.
Бет/рейз
Простейшая ситуация – мы ставим или поднимаем, когда считаем, что наша рука самая сильная, мы хотим собрать больше денег в банк. Однако, даже здесь есть несколько подводных камней. Про несколько ситуаций, когда стоит сказать «кол» с лучшей рукой, рассказано выше, но есть и еще варианты. Самый распространенный – попытка вызвать противника на блеф (induce bluff). Скажем, вам пришла старшая пара при двухмастном флопе, вы ставили флоп и торн, а один игрок отвечал вам; вы полагаете, что у него флэш-дро. На ривере третья карта в масть не пришла. Что будет, если вы сделаете ставку? Противник сбросится, у него ничего нет. А если вы скажете «чек»? Он может решить, что вы тоже были на флэш-дро, и попытается забрать банк блефовой ставкой. В результате вы выиграете дополнительную ставку. То есть вы как минимум ничего не проигрываете, но можете выиграть.
Если вы играете против нескольких противников, то стоит еще раз вспомнить понятие доли банка и value bet. Вы должны ставить, если вероятность выиграть банк выше чем 1/общее количество ставок. То есть если вероятность выиграть банк лишь 40%, то все равно будет правильно сделать ставку, если вам ответят еще хотя бы два человека. То есть в пассивной, лузовой игре при большом количестве противников, дошедших до ривера, и не опасном столе ставка со старшей парой практически обязательна.
Хотя эффект от блефа на ривере минимален (учитывая обычно высокие шансы банка), тем не менее иногда можно попробовать блефовать. Блеф на ривере может быть успешным в нескольких случаях:
- Если оппонент тоже блефует,
- Если это достаточно сильный оппонент, способный сбросить пару ниже старшей,
- При опасном столе.
Еще раз повторю, что в целом эффект от блефа на ривере, особенно в интернете, невелик. Кстати, никогда не пытайтесь ставить, если на столе уже лежит готовая комбинация. Например, на столе готовый стрит и у вас нет улучшения. Вряд ли кто-то сбросится на вашу ставку, зато вы можете получить рейз и потерять лишнюю ставку, если у кого-то это улучшение есть.
Основные приемы покера
Блеф
Блеф, пожалуй, самый известный прием игры в покер. Различают два вида блефа: полу-блеф (semi-bluff), когда игрок делает ставку с целью спугнуть противников, но у него есть надежда улучшить свои карты до выигрышной руки (например, подъем с дырявым стритом или младшей парой может быть примером полу-блефа). Собственно блеф (bluff) – это ставка, когда игрок не имеет практически никаких шансов на победу (у вас 5, 8, а на столе лежит A, K, J).
Блефовать надо в меру и успешность ваших блефов зависит от многих факторов, таких как:
Количество противников: чем их больше, тем меньше шансы, что блеф удастся.
Тип противников: тайтовых противников напугать гораздо проще.
Размер банка: чем меньше банк, тем больше вероятность успеха.
Ваш имидж за столом: если у вас имидж тайтера, то ваши редкие блефы будут удаваться гораздо чаще (учтите, что в онлайне имидж играет меньшую роль).
Возможность показывать определенную сильную руку: если на столе лежит три-четыре одномастных карты или четыре карты к стриту, то вероятность, что противник скинет старшую пару, достаточно велика.
Позиция: часто удается блеф с последней позиции, когда все игроки сказали чек.
Раунд торговли: блеф реже проходит на ривере (за исключением случаев, когда вы также давили на флопе и торне, а противник безуспешно пытался что-нибудь натянуть).
Чек-рейзинг
При чек-рейзинге (check-raising) игрок на ранних/средних позициях говорит чек с целью сделать рейз в этом же раунде (надеясь, что последующие игроки сделают ставку). Чек-рейзинг применяются в следующих целях:
Чтобы изгнать противников: если вы сидите в ранней позиции, а ставка была сделана игроком в поздней позиции, то после вашего рейза игроки в средней позиции должны будут делать удвоенную ставку, велика вероятность, что они сбросятся.
Чтобы заставить игрока ошибочно ответить: если вы считаете, что он пытается натягивать карту и его шансы не очень большие.
Чтобы увеличить банк, когда у вас сильная карта.
Попытаться выиграть банк в качестве блефа (чек-райз часто используется при сильной карте).
Бесплатная карта
Если у вас недостаточно хорошая рука, но есть неплохие шансы на ее улучшение в дальнейшем, игрок может попробовать получить бесплатную (или свободную) карту (free card). С этой целью игрок, обычно на последней позиции на флопе делает ставку или поднимает, имитируя хорошую руку. В результате на торне все противники могут сказать чек и игрок, если желаемые карты не пришли, тоже может сказать чек (а если пришли, то поставить). В результате игрок платит только две малых ставки, чтобы посмотреть торн и ривер, вместо того, чтобы платить одну малую и одну большую.
Если вы подозреваете, что противник пытается натянуть комбинацию и с этой целью хочет получить бесплатную карту – делайте ставку на торне.
Слоуплей
Слоуплей (slowplay) – имитация слабой карты на руках (только колы, но не рейзы или беты) на первых этапах игры с целью оставить в игре максимальное количество игроков и собрать как можно больше денег в банк.
Слоуплей не рекомендуется использовать в следующих случаях:
Бесплатная карта может значительно улучшить карты противника: понятно, что если вас могут побить, то лучше не давать противнику такой возможности, по крайней мере, бесплатно.
Банк достаточно велик: при этом у противников обычно бывают достаточные шансы банка, и они будут отвечать.
Много игроков в игре: здесь два момента, во-первых, чем больше игроков, тем больше банк и больше шансы, что они ответят, во-вторых, здесь выше опасность, что бесплатная карта хоть кому-то да поможет собрать хорошую комбинацию.
Слабые противники: слабые противники отвечают практически с любой картой, почему бы их не наказать с самого начала?